Торговые сети поднимают цены на товары перед Новым годом из-за высокой инфляции и роста цен у поставщиков и производителей. Но президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин уверен, что цены на продукты перед Новым годом ретейлеры завышают необоснованно. По его оценкам, на некоторые позиции ценники выросли более, чем на 10-20%. Говорит Александр Шохин:
«Хожу, кстати, на рынок и в магазин. Мне трудно корзину оценить, но по некоторым позициям видно, что цены выросли очень существенно. И более того, они растут не на 10-20%, а некоторые позиции в два раза подскакивают. Многие торговые сети и частные продавцы пользуются ситуацией и завышают непропорционально, с запасом. И это, кстати, связано с тем, что ситуация неопределенности довольно высокая, в том смысле, что обещают повысить ставку, трудно победить инфляцию, поэтому лучше заложиться сейчас, тем более новогодний ажиотаж позволяет это сделать. А там, может, окажется, что сделали это с чересчур большим запасом, поскольку ценам у нас не принято снижаться, то это надолго».
Местные представители торговых сетей уверены, что поднимать цены на продукцию невыгодно из-за высокой конкуренции. Все стремятся к Новому году продать как можно больше, поэтому устраивают многочисленные акции. Об этом «Business FM — Калининград» сообщил заместитель генерального директора компании «SPAR-Калининград» Алексей Елаев:
«Розничная торговля — самый конкурентный вид бизнеса с самой низкой маржинальностью. Поэтому перед Новым годом все планируют продать больше товаров. Но чтобы продать больше, надо снижать цены, а не повышать. И этим занимаются все торговые сети без исключения. Если вы увидите количество предновогодних акций и распродаж, то вы удивитесь. Поэтому говорить о том, что кто-то перед Новым годом специально что-то повышает, было бы опрометчиво. Конечно, существуют факторы немонетарной инфляции, которые очень сильно влияют на закупочные цены, и вследствие этого и на розничные. Потому что в декабре все уже примерно понимают, какие будут тарифы на электроэнергию, на газ, как поменяются налоги. Поэтому поставщики стараются заранее заложить свои январские расходы в декабрьские оптовые цены. Но, к сожалению, это неизбежность в условиях рыночной экономики и в инфляционный период. Поэтому говорить о каком-то сознательном завышении на конкурентном рынке нельзя. Если вы повысили цену, а ваши конкуренты ее снизили, то все придут к вашему конкуренту».
Необоснованного повышения цен в торговых сетях быть не может. Они повышаются из-за подорожания товаров у поставщиков и производителей. Говорит генеральный директор компании «Юринат» Юрий Дергачев:
«Говорить о том, что сети или розничные магазины способны взять и увеличить свою наценку, маржу без каких-либо обоснований, — это просто невозможно сделать на сегодняшнем рынке. Цены растут — это плохо! Но растут по другим причинам, и эти причины понятны для всех. Первая причина — это, конечно, то, что повышаются отпускные цены производителей. Те, которые входят в Союз промышленников и предпринимателей, возможно, тоже повышают, я не знаю. Но у всех есть свои причины, почему они это делают. Одна из основных — серьезно выросла кредитная ставка, а это дополнительные расходы. Во-вторых, растут расходы. Центробанк говорит об этом открыто — есть инфляция, которую никто не отменял. Причем, рост заработной платы порой опережает рост инфляции. Все эти факторы, конечно, влияют на то, что повышаются цены от поставщиков и производителей, а торговые сети ретранслируют».
Министерство сельского хозяйства пообещало калининградцам снизить цены на сливочное масло, которое за последнее время подорожало на 20-30%. В министерстве пояснили, что цены на масло выросли из-за роста расходов на закупку сырья, логистики, упаковки, дефицита кадров, проблем с обслуживанием оборудования и дефицита молочного жира по всей стране.