Здоровье в деловом ритме
С начала года сливочное масло в калининградской рознице подорожало минимум на 25%. Основной причиной Росстат называет рост спроса и себестоимости производства. Но не все так просто. В первую очередь масло дорожает из-за рекордного роста цен на этот продукт на европейской бирже. За год оно поднялось в цене на 70%. Поэтому скачок цен в Калининградской области мог быть гораздо больше. Плюс к этому на цене масла отражаются и затраты ретейла, которые тоже дорожают. Об этом Business FM сообщил заместитель генерального директора компании «SPAR-Калининград» Алексей Елаев:
«Рост цен на сливочное масло связан с подорожанием оптовых цен на этот вид товара, то есть цен поставщиков и производителей. Также он связан с ростом всех затрат торговой сети: процентов по кредитам, электроэнергии, ставки заработной платы, топлива, логистика и так далее. И мы понимаем, что у наших поставщиков тот же самый рост затрат. Проблема или большой плюс не в том, что сливочное масло подорожало на 20%, а в том, что мировые цены на него поднялись на 70% за последний год, а оно подорожало всего на 20% в России. Поэтому в данном случае поставщики подняли цены не так, как они могли бы, исходя из мировых цен. Это на самом деле большой плюс. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время чего-то существенного не произойдет. Мы уже видим рост процентных ставок, мы уже видим рост цен на топливо, мы уже видим рост цен на электроэнергию с 1 января 2025 года. Поэтому о том, какие могут быть перспективы, пока сказать сложно».
Рост цен на сливочное масло связан и с тем, что российские производители сухого молока и молочной продукции могут активнее начать экспортировать эти товары. Такие ожидания приводят к повышению цен агрохолдингами. Необходимо это регулировать на законодательном уровне. Говорит доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве России Дмитрий Морковкин:
«В последнее время наблюдается тенденция наращивания экспортных поставок у ряда отечественных производителей молока и молочной продукции, в том числе сухого молока. Возникают опасения, связанные с тем, что поставщикам сырья будет выгоднее поставлять продукцию на экспорт, нежели чем на внутренний рынок. Такого рода ожидания толкают агрохолдинги на повышение цен в текущем периоде, которые пытаются застраховать себя от возможных рисков роста дополнительных затрат. Эти риски закладываются производителями в цену готовой продукции, которая прирастает в каждом звене товаропроводящей цепи, вплоть до конечного потребителя, серьезно увеличиваясь в рознице. Необходимо отметить сложившиеся на текущий момент серьезные диспропорции ценообразования на конечную молочную продукцию. Основная часть конечной цены на молочную продукцию формируется преимущественно в оптовом звене и розничном ритейле. Непосредственно производитель, формирующий базовую составляющую добавленной стоимости готового продукта, получает сравнительно небольшую часть дохода. Таким образом, рассмотренные вопросы, на наш взгляд, требуют дополнительной и более тщательной проработки со стороны законодательных и исполнительных органов власти. Нужно предложить меры, обеспечивающие сбалансированное соотношение экономических интересов поставщика и производителей, работающих на внутреннем рынке, а также потребителей, для того, чтобы не допустить шокового роста цен».
Высокие цены на сливочное масло бьют по производителям продуктов питания и кондитерских изделий, которые и так сталкиваются с высокими затратами после того, как в начале этого года цены на какао-бобы достигли рекордного уровня. Но калининградские дистрибьюторы ингредиентов для кондитерской отрасли считают, что ситуация вполне стандартная. Подорожание происходит постоянно, поэтому при высокой себестоимости конечного продукта можно заменить сливочное масло на маргарин или спред. Говорит генеральный директор группы компаний «Балтийский пекарский дом» Александр Пимонов:
«Подорожание сырья — это постоянная история. Что-то дорожает, что-то дешевеет. Поэтому для тех, у кого доля сливочного масла в его продукции высокая, он, наверное, чувствует это. Я не думаю, что все остальные производители сильно ощущают это, потому что это процесс постоянный. Постоянно что-то дорожает, но и что-то дешевеет. Просто когда что-то дешевеет, никто ничего не говорит об этом. Но если мы говорим, допустим, про кондитерскую и хлебопекарную промышленность, для кого сливочное масло сейчас критически дорогое, всегда можно заменить на маргарин или спред. Есть товары, которые дешевле себестоимости, но они не имеют такого интенсивного вкуса, но тем не менее, если критическая ситуация себестоимости, всегда можно заменить. Обычно в рабочей ситуации ничего особенного для нашей отрасли не происходит».
Рост цен сливочное масло отразится и на общепите. В выигрыше останутся только те, чьи поставщики заморозили цену в связи с долгосрочными контрактами. Но у местных производителей дорожает молоко, так что цены на конечную продукцию неизбежно рано или поздно пойдут вверх. Или молоко придется заменить более дешевым аналогом. Говорит управляющая сетью пекарен «Лев Бородинский» Камилла Абрамова:
«Естественно, мы сталкиваемся с большой проблемой, с тем, что наши местные поставщики постоянно поднимают цену на такой ходовой продукт, как, казалось бы, молоко, который мы потребляем в пищу и пьем кофе каждый день. Естественно, поднимается себестоимость любимого всеми капучино или латте. Не хотелось бы, чтобы в дальнейшем эта проблема заставляла нас переходить на более дешевый продукт, который не будет в себе сохранять этого должного качества, которого, в принципе, наша сеть добивается».
Сейчас на калининградском рынке цена за 180-граммовую пачку сливочного масла местного производства составляет 235 рублей, в супермаркетах — 250, масло от российских поставщиков можно купить за 210 рублей. При этом 300-граммовая пачка масла из Польши сейчас стоит 570 рублей. Тем временем в российских магазинах на фоне роста цен стали воровать сливочное масло. Чтобы этого избежать, в некоторых торговых точках его начали упаковывать в защитные коробки. ФАС ранее заявила, что рассмотрит вопрос ценовых соглашений с производителями и продавцами социально значимых продуктов. Речь о снижении или фиксации цен, в том числе на сливочное масло. Это временная мера, которая применяется в крайнем случае.