,              

«Анатомия бренда»: калининградские барбершопы

В рубрике «Анатомия бренда» продолжаем разбор калининградских торговых марок, которые работают в сфере красоты вместе с управляющим партнером и патентным поверенным юридической фирмы «Солнцев и Партнеры» Станиславом Солнцевым и руководителем практики интеллектуальной собственности Ильей Кунинец.

Станислав Солнцев: Сегодня мы продолжаем тему индустрии красоты. В одном из прошлых выпусков мы рассказали вам про калининградских производителей косметики и средств по уходу за телом. В первую очередь, конечно, такой выпуск был интереснее для прекрасной половины нашей аудитории. Но мы решили, что нужно это как-то компенсировать, и сегодня расскажем про набравшее популярность направление ухода за собой — барбершопы, специализированные парикмахерские для мужчин.

Илья Кунинец: Начнем с «Вуду Барбершоп». Товарный знак этого бренда зарегистрирован для услуг в сфере красоты: парикмахерских, маникюрных кабинетов, пирсинг- и татуировочных студий. Отсутствие регистрации в таких классах товаров, как косметика (а в барбершопах часто продается такая, одноименная с названием бренда) может объясняться как желанием собственника бизнеса сконцентрировать развитие в одном направлении, так и банальным нежеланием платить больше госпошлины за регистрацию.

        

С. С.: По данным официального сайта, на данный момент в Калининграде открыто лишь два салона «Вуду Барбершоп». К слову, в отличие от многих предыдущих кандидатов на разбор в других сферах бизнеса, дизайн сайта «Вуду Барбершоп», да и в принципе всех сегодняшних кандидатов, достаточно самобытен и уникален. И мы бы рекомендовали владельцам разбираемых бизнесов озаботиться вопросом защиты такого дизайна.

И. К.: Станислав очень правильную вещь затронул. Мы неоднократно сталкивались с копированием дизайна сайтов популярных брендов, но когда нас звали помочь, оказывалось, что никакие документы, даже минимальные, оформлены не были. Дизайн можно защитить разными способами, самый простой из которых — составить и подписать правильный договор с дизайнерами, который этот сайт разрабатывали. План максимум — регистрация кода и дизайна конкретного сайта либо как программы для ЭВМ в Роспатенте, либо, если хочется еще большего, как промышленного образца. Может показаться, что это какая-то суперэкзотика, но история знает такие случаи патентования дизайна сайта.

С. С.: Самое важное, что этими вопросами надо заниматься заранее. В последний момент успеть не то, что сложно, а нереально — сроки регистрации в Роспатенте программ и промышленных образцов в среднем составляют от 3 до 12 месяцев. Но не будем отвлекаться от темы и разберем следующий барбершоп Willmade.

         

Бизнес владеет собственным товарным знаком с 2019 года и даже успел выдать лицензию на использование бренда предпринимателю из Омской области до 2026 года. В калининграде под данным брендом действуют тоже два салона, как и у «Вуду Барбершоп». Еще у собственника этого бизнеса есть другой товарный знак, который зарегистрирован с 2021 года точечно для услуг парикмахерских.

Основной же бренд Willmade охраняет не только сами салоны, но и одноименную косметику, а также интернет- и оффлайн-магазины. Что интересно, не просто магазины, а магазины по продаже одежды. Непонятно, почему не стали включать продажу косметики, которая в барбершопах все-таки чаще одежды встречается на прилавке.

И. К.: Ну, возможно, тоже не было в планах производить косметику под тем же брендом? Либо Роспатент что-то похожее нашел в ходе проверки уникальности обозначения и отказал в регистрации по этим услугам. Но кроме самого предпринимателя нам на этот вопрос, конечно, вряд ли кто-то ответит. Перейдем к последнему и, если верить статистике Роспатента, самому крупной из сегодняшних сетей барбершопов «Олдбой Барбершоп».

С. С.: Бренд владеет серией из двух товарных знаков, зарегистрированных с 2015-го по 2017 годы: один словесный товарный знак, зарегистрированный для большинства услуг в сфере красоты (парикмахерские, татуаж, пирсинг и другие), и один комбинированный с характерным изображением опасной бритвы поверх слова old. Этот знак уже охраняет маркетинговые услуги по продвижению и продаже товаров. Любопытно, что оригинальный товарный знак был куплен у московского предпринимателя, а точнее часть этого товарного знака — у прежнего владельца остался еще «Олдбой», охраняющий услуги ресторанов и другого общепита.

   

И. К.: Это, кстати, единственный бренд, у которого развернута полноценная франшиза на Россию. Более 10-ти договоров франшизы заключено на использование основного товарного знака этого бренда на территории Москвы и Санкт-Петербурга. На сайте франшизы же указано, что открыто 294 заведения в 11 странах мира. Мы проверили и нашли зарегистрированные товарные знаки на территории США, Европейского союза, Белоруссии и Казахстана. Но есть нюансы — в Белорусси, в Гомеле, есть частное унитарное предприятие «Олдбой», которое не позволило зарегистрироваться там по основным видам деятельности — парикмахерские, барбершопы, салоны красоты. Вот и в США регистрации именно для этих видов деятельности мы тоже не нашли.

С. С.: Но не только калининградские предприниматели были заинтересованы в монополизации похожего названия. Существуют как минимум два товарных знака родом из Краснодарского края, которые могут пересечься в деятельности с местными барбершопами. 

   

Оба этих знака НЕ охраняют деятельность барбершопов. Но! В одном из них зарегистрированы косметические товары и одежда, что дает им право производить такие товары под крайне похожим на калининградский брендом. И в этом случае кубанские предприниматели могут предъявить претензии за продажу мерча и косметики калининградцам. Ну, а если в Краснодаре решат открыть барбершопы OLD BOYS, то ситуация уже будет полностью обратная — претензию смогут предъявить калининградские бизнесмены.

И. К.: К сожалению, время нашего эфира не бесконечно и при всем желании мы не можем рассказать вам все за один раз. Следите за нашими выпусками и не забывайте, что вы можете стать звездой нашего эфира или просто научиться лучше разбираться в том, как защитить ваш бренд. Звоните на номер 65-86-39, рассказывайте про свой бренд, а юристы «Солнцев и партнеры» бесплатно проведут его разбор. С вами были Станислав Солнцев и Илья Кунинец. До встречи в эфире!

 

14.06.2023 14:14
Поделиться