,              

Здоровье в деловом ритме

  • /
  • /
  • Более 20 тысяч детей в России учатся дома, 1% из них – в Калининграде

Более 20 тысяч детей в России учатся дома, 1% из них – в Калининграде

Более 20 тысяч детей в России учатся дома. С каждым годом мода на семейное образование становится популярнее.

В 2018 году дома учились 8 тысяч детей. В Калининграде за год число детей на семейном образовании выросло в два раза — сейчас их около 200 человек. В первую очередь это связано с недовольством родителей качеством обучения в школе и доступностью интернет-обучения. Об этом «Business FM Калининград» рассказал директор домашней школы InternetUrok Павел Арсеньев.

«Прежде всего, конечно, связано с тем, что растет распространенность интернета, и, вообще, менталитет наш меняется. Люди все больше понимают, что интернет может решать не только какие-то проблемы, как заказать что-то на AliExpress или еще где-то, но и другие проблемы, в том числе образовательные. Это становится нормой и все больше и больше людей свои проблемы с образованием решают через интернет. А проблемы у всех примерно одни и те же. В первую очередь – это недовольство качеством образования в школе рядом с домом, когда ученик не понимает, как рассказывается материал, делится этим с родителями, и они начинают эту проблему решать. Те, кто может себе позволить репетитора – решают ее с помощью репетиторов, а большинство ищут замену через интернет».

По словам Павла Арсеньева, в их интернет-школе насчитывается 12 тысяч детей на семейной форме обучения из 90 регионов России и других стран. На семейное обучение уходят не только дети, профессионально занимающиеся спортом или творчеством, а также по состоянию здоровья и дети тех родителей, которые много путешествуют или находятся в частых командировках. Перейти на семейное обучение может каждый школьник по заявлению родителей. Причин на это может быть много, говорит заместитель директора калининградской школы №36 Ирина Пленкина. Их школа курирует около 40 «семейников».

«Семейное образование является внешкольной формой получения образования. Школа не может вмешиваться в этот процесс и контролировать его. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций. График прохождения аттестаций, их форму, количество и порядок родители определяют совместно со школой. Переход на получение образования в форме семейного целесообразен в случае, если существуют конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение, если ребенок успешно или с большим опережением осваивает учебную программу и ему неинтересно на уроках, если ребенок серьезно занимается творческой или спортивной деятельностью».

Многие ученики на семейном обучении прикрепляются к своей же школе, где часто сталкиваются со сложностями, начиная от проблем с графиком сдачи аттестации до предвзятого отношения учителей. Некоторые школы не хотят вникать в особенности семейного образования, путая его с другими формами. Поэтому родители забирают детей из обычных школ в дистанционные. С подобной проблемой столкнулась многодетная мама, основатель Центра поддержки семейного образования, Гузель Гурдус.

«Мы сначала перешли на семейную форму, стали сдавать через школу, столкнулись с рядом проблем. Во-первых, очень сложно договориться о комфортном графике сдачи аттестаций. Во-вторых, все равно, остается субъективное мнение учителя, который в хорошем настроении – одно, в плохом – другую оценку ставит. Плюс не все преподаватели любят хоумскулеров, тратиться очень много нервов и очень много сил. Получается мы ушли со школы, а школа над нами так нависает, и поэтому мы организовали центр поддержки семейного образования и стали прикреплять к государственным школам, предоставляя дистанционную платформу. Аттестации дает школа, они составлены Московским центром качества образования. Они очень карелируют с ГИА».

Многие эксперты отмечают, что дети на семейном образовании становятся более собранными, ответственными и более осознанно подходят к ГИА, ЕГЭ и выбору профессии. Но далеко не все школьники справляются с таким видом обучения, особенно если у родителей мало времени на помощь в их образовании или ребенок не приучен самостоятельности. Многие, переводя ребенка на семейное образование, хотят сэкономить на школьных затратах, но если оплачивать интернет-школу, то траты практически сопоставимы со школьными, говорит репетитор Ирина Клинцевич.

«У меня ребенок учился на семейном образовании, прям буквально совсем не долго. Но у нас не пошло, потому что я понимаю, что я человек очень загруженный, я не могу контролировать, не получилось, ну то есть, не у всех получается так учиться. По деньгам, если посмотреть, получается примерно тоже самое, что мы ребенка отправляем в школу: даем ему на проезд, даем ему на обеды, форму покупаем, какие-то принадлежности. И если ежемесячно посчитать затраты, мы учились в дистанционной школе InternetUrok, около 4 тысяч в месяц стоит это, десять месяцев – это 40 тысяч. По большому счету соотносимо с теми деньгами, которые мы затрачивали, на то, чтобы ребенка отправить в школу. Но у меня даже многие люди, когда у меня еще ребенок учился, спрашивали, особенное многодетные семьи, как это, что это? Многим даже еще в каком-то финансовом вопросе видимо выгодно».

Если родители будут учить ребенка сами, используя бесплатные интернет уроки и материалы учебников, то траты резко уменьшаются. Не нужно сдавать на нужды класса, школьную форму и доппредметы, навязанные во многих школах. Основными плюсами семейного образования являются грамотное распределение личного времени, углубленное изучение предметов, которые необходимы для дальнейшего выбора профессии, обучение ребенка самостоятельности и ответственности за свое образование. Но есть и некоторые минусы, говорит член комиссии Общественной палаты России по развитию образования и науки Елена Истягина-Елисеева.

«Страдает социализация, об этом очень много говорится. Минусом также является то, что родители далеко не всегда компетентно могут выбрать учителей и профессионально выстроить траекторию для ребенка. Еще большой проблемой является как раз практика, потому что значительная часть школьных предметов связана с практикой – физика, химия, да даже труд. Никто для ребенка на семейном обучении не сделает химическую лабораторию, физические опыты и так далее. Пожалуй, такие минусы есть у семейного образования, но, конечно, есть и плюсы. Сейчас меняется сама парадигма, сама идеология образования».

По словам экспертов, в последние годы образование в России проходит эволюцию и цифровизацию, и многие школы с консервативным подходом обучения не дают детям должного уровня знаний. Семейное обучение не ставит рамок и не ограничивает ребенка школьной программой, он может вводить для себя дополнительные предметы или часть из них изучать очень поверхностно. Дети могут ускорить свое обучение, пройдя за год несколько классов или растянуть класс на два года. Поэтому популярность семейного образования с годами будет только расти.

18.02.2020 09:15
Поделиться