Весной будут готовы первые здания неокампуса международного уровня «Кантиана». О ходе работ рассказывает проректор БФУ имени Канта по капитальному строительству Ольга Усманова.
— Вся стройка идет в один этап. Почему было принято такое решение?
— Проект должен быть реализован в достаточно сжатые сроки, а это требует мобилизации сил и ресурсов сразу на всех строящихся объектах. Стройка достаточно компактна, и, если мы введем в эксплуатацию один из учебных корпусов или общежитие, то не сможем обеспечить безопасный проход к ним из-за продолжения работ на других объектах. Кроме того, кампус спроектирован по принципу «сухие ноги». Это означает, что основные объекты соединены друг с другом галереями, обеспечивающими переход из корпуса в корпус без выхода на улицу. И это также одна из причин, почему мы строим все и сразу.
— Предусматривается ли использование в кампусе «зеленых технологий». Что это такое?
— БФУ имени Канта на протяжении ряда лет участвует в мировом экологическом рейтинге GreenMetric, в этом году мы заняли 129-е место — это очень достойный результат. Для нас важно формировать у студентов культуру бережного потребления и отношения к ресурсам. Сейчас мы ведем переговоры с одним из наших партнеров об установке солнечных батарей на крыше корпуса Института высоких технологий, это в том числе научно-образовательный эксперимент. Там, где это возможно, будут установлены датчики на включение/выключение света. На территории предусмотрены контейнеры для раздельного сбора мусора. Конечно, это простые и банальные мероприятия, но, к сожалению, и они достаточно часто не реализуются. Важная часть проекта — установка локальных очистных сооружений для очистки ливневых стоков и поверхностных вод, исключающих загрязнение городских водоемов.
— Вы упомянули, что, возможно, в 2024 году будут достроены корпусы, выходящие на улицу Невского. А что с остальными корпусами?
— Сегодня строительная готовность всего кампуса, которую официально называет подрядчик, 12%. Может показаться, что это мало, но по факту это значительный объем сложных и кропотливых работ — от планировки территории, устройства фундаментов до выноса инженерных сетей, на это уходит много времени, сил, особенно в условиях работы в границах существующей застройки. Как правило, после выхода подрядчика на монолитные работы темпы строительства существенно возрастают. В целом стройка идёт в графике, и, если не вмешаются какие-либо непредвиденные обстоятельства, до конца 2024 года все «коробки» точно будут возведены.
— Есть ли трудности с бетоном?
— Сейчас нет, на стройку идет столько бетона, сколько подрядчику необходимо. Бесперебойное снабжение стройки бетоном и иными материалами — это первостепенная задача. Изначально подрядчик заключил договоры с крупнейшими бетонными компаниями региона, которые хочется отдельно поблагодарить за поддержку и взаимовыручку. Важно отметить, что тут поставщики одного и того же товара не конкурируют друг с другом. Наверное, в условиях нашей непростой логистики планирование обеспечения стройплощадки материалами вышло у подрядчика на новый уровень, он очень тщательно прорабатывает объемы, способы доставки, оценивает габариты груза, планируя поставки на полгода вперед. Все, что можно купить и доставить, доставляется при первой возможности. Проект по созданию кампуса является частью национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. К тому же у поставщиков есть определенная финансовая гарантия — им интереснее работать с тем, чьи денежные средства были авансированы и гарантированы. Они четко понимают, что поставленный товар будет оплачен. И потерять такого заказчика тоже не все хотят.
— На торговой улочке будут магазины, кафе. Уже есть какие-то договоренности с калининградскими предпринимателями?
— У нас таких договоренностей пока нет, откровенно мы пока никого и не зазывали. Нам надо было еще раз пройтись по площадям и понять, что мы можем предложить. Ведь кроме уличных кафе, внутри корпусов должны быть столовые. Это нелегкая задача — накормить 5-6 тысяч человек. Возможно, здесь и студенты могли бы подключиться, рассказать о своих предпочтениях.
— Обсуждалось, что какие-то магазинчики и кафе могут открыть сами студенты. От этой идеи пока отказались?
— Нет, не отказались, но и не оформили как-то эту идею. Наверное, это было бы круто, если бы наши студенты получили возможность начинать свой бизнес на территории кампуса. Но тут много сложностей. Студентов много, места мало. И есть риск, что эта история может очень быстро закончиться. Вот займут они площадь, у них пойдет развитие бизнеса, и дальше тогда нужно понимать, что либо они покидают эту площадку и идут куда-то дальше, либо у других студентов не будет такой возможности попробовать себя в предпринимательства.
Реклама. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»