Главная причина — дефицит товара. Ажиотажный спрос и простой некоторых заводов в прошлом году, перебои с поставками и рост логистических расходов в 3-4 раза, а также дешевеющий рубль — все это привело к недостатку велосипедов у ритейлеров. Причем, как в России, так и по всему миру. Усугубляется ситуация тем, что западные рынки для поставщиков наиболее приоритетны. В итоге рост цен ощущается уже сейчас. А к лету он может достичь 50%. Рассказал «Business FM Калининград» основатель франчайзинговой сети «ВелоДрайв» Кирилл Остапенко:
«В прошлом году был повышенный спрос на велосипеды, самокаты и другой индивидуальный транспорт. На складах российских производителей велосипедов, дистрибуторов и оптовиков очень небольшие запасы. Для того, чтобы ситуация нормализовалась, потребуется не меньше двух лет. Помимо дефицита великов, есть и дефицит на запчасти, и производители перегружены заказами. Многие китайские компании принимают заказы уже на 2022-й и 2023-й годы. В несколько раз выросли цены на морские перевозки. Это связано с дефицитом в Китае порожних контейнеров, которые в большом количестве скопились в Европе и Северной Америке. Перевозить их обратно пустыми нет никакого смысла. Для конечного потребителя средняя стоимость велосипедов во всех сегментах к лету 2021 года вырастет на 20-30, а то и на 50%».
Это небывалый дефицит. В России он составляет 30-40%. В Европе еще больше — около ста. Такой дефицит непросто устранить. Невозможно настолько увеличить мощности и нарастить объемы производства. Поэтому подстраиваться под рынок приходится продавцам. В частности, пересматривать модельную линейку, чтобы сохранить цены на привычном для покупателей уровне, и формировать заказы на годы вперед. Сообщил директор спортивных магазинов «Планета спорт» Александр Гладышев:
«Сейчас так получилось, что мы уже перед Новым годом этим уже на 2022 год заказали велосипеды. То есть на полтора, где-то на два года уже сейчас заказ, срок растянулся из-за таких вот сложившихся дефицитов. Традиционно велосипеды дорожают чаще всего на 2-3%, до 5% из года в год в валюте. Сейчас подорожание где-то 10-15% . Плюс курс. Мы как отреагировали? Мы просто чуть больше заказали велосипедов на заводах с меньшей ценой, себестоимостью, так скажем, подешевле. Если раньше пополам примерно было дорогих брендов и недорогих, то сейчас где-то на 75% недорогих и дорогих — сократили. Для того, чтобы покупатель не почувствовал такой вот большой разницы в цене».
Как пишет «Коммерсант», доступные велосипеды на отечественном рынке останутся. Но качество их будет хуже, чем раньше. Иными словами, за те же деньги, что год назад, можно будет купить велосипед из более дешевых комплектующих худшего качества. Также, по информации издания, прошлый год для российской индустрии оказался лучшим по продажам за последние десять лет. Дальше спрос будет расти. И дефицит тоже. Полное восстановление рынка займет два-три года.
НИКИТА ТИМОШЕНКО