Антон Хоменко: Мы продолжаем серию программ «Анатомия бренда», посвященную разбору юридической защиты российских брендов. И переходим к калининградским торговым маркам. Сегодня патентные поверенные из юридической фирмы «Солнцев и Партнеры» Станислав Солнцев и Илья Кунинец расскажут нам про несколько известных и региональных брендов, товары или услуги которых, пожалуй, покупал хотя бы раз каждый из нас.
Илья Кунинец: Спасибо, Антон. Сегодня мы хотели бы начать с производителей товаров, которые есть в холодильнике у каждого из наших земляков. Речь пойдет о молочных продуктах.
Станислав Солнцев: В Калининграде наиболее распространены, по моему мнению, товары марок «Залесский фермер», «Нежинская молочная фабрика», принадлежащая холдингу «Долгов групп», а также «Добрая кормилица» от АО «МОЛОКО».
И. К.: «Залесский фермер» использует несколько основных товарных знаков. Собственно одноименный (№443001), а также ряд других. Это характерная бело-голубая сеточка, используемая ими по краю этикеток для бутылок с молочной и кисломолочной продукцией (481060), черно-белая мелкая клетка с упаковок творога (542700), а также характерное изображение молочного бидона (475401).
С. С.: Обратим внимание, что «Залесский фермер» регистрирует не так много словесных товарных знаков. Кроме самого «Залесского фермера», у них есть всего один — Happydreams (486422). Причем, зарегистрирован он для совершенно несвойственных производителю товаров — подгузников (05 класс) и детской одежды (25 класс). Может быть, мы что-то случайно раскрыли сейчас из планов «Залесского фермера»?
И. К.: Получается, что производитель уделяет больше внимания визуальной айдентике и это понятно. Сложно выдумать оригинальное и запоминающееся название для таких распространенных продуктов, как сметана, молоко или кефир. Их общеупотребительные названия всегда будут на первом месте и как бы круто ты их не назвал, они не перестанут быть кефиром или сметаной, молоком или сливочным маслом.
С. С.: Поэтому производитель поступает по-другому — регистрирует как товарные знаки запоминающиеся элементы упаковок, которые отличают его от конкурента. Или даже всю упаковку целиком.
И. К.: Кстати, уникальная форма тары для товара тоже может защищаться. Например, пакет для молочной продукции в виде кувшинчика. Объемную форму товара или тары патентует объемный товарный знак.
С. С: Или как промышленный образец. Например, у того же «Залесского фермера» есть как минимум один — в виде этикетки для бутылки. На нем как раз изображено характерное расположение элементов оформления и узоры по краям.
И. К.: Не хуже визуальная айдентика и у «Долгов групп» — производителей линейки продуктов «Наш продукт» и «Нежинское». Упаковка яркая и выделяющаяся! Но вот промышленных образцов, которые бы ее защищали, за последние годы не обнаружено. Правда, это не значит, что защитить ее нельзя, ведь произведения дизайна, к которым относится оригинальное оформление упаковки товара, защищаются как объекты авторских прав.
С. С: А вот по количеству товарных знаков производители «Нежинских» продуктов занимают не первое место. Что касается товаров, то компания практически монобренд — с 2012 года у компании зарегистрирован товарный знак «Нежинская молочная фабрика» (526037) для широкого перечня молочных продуктов, деятельности по купле-продаже и демонстрации товаров, услуг по бутилированию продуктов, хранению товаров на складах.
И. К: Товарный знак «Наш продукт» (725720), о котором я уже упоминал, зарегистрирован в 2018 году для еще более широкого перечня продуктов питания, а не только для «молочки», а также для рекламных, посреднических услуг и продаж для третьих лиц. Причем, как потребитель могу сказать, что не видел его на упаковках товаров. Видимо, используется он как раз для дистрибуции, а не маркировки продукции. У производителя есть в одноименный интернет-магазин и сеть магазинов у дома. Есть нюанс! У обоих «Нежинских» товарных знаков присутствуют так называемые неохраняемые элементы. Неохраняемый элемент — та часть товарного знака, которая не охраняется, извините за тавтологию. Но при этом присутствует в самом зарегистрированном изображении. Например, слово «парикмахерская» или «барбершоп», которое в товарном знаке помещено маленькими буквами для оригинального названия соответствующего учреждения. Использование конкурентами такого неохраняемого элемента не будет считаться нарушением. В том числе в отрыве от охраняемой части графики. В некоторых случаях это делает регистрацию товарного знака бесполезной, если используются неохраняемые слова, но в совершенно другом написании. Так вот, в товарных знаках «Нежинской» как неохраняемые заявлены все слова! Это означает, что нарушением будет повторение конкурентом характерной «нежинской» коровы, улыбающейся и обнимающей бидон. Или использование похожего на нее рисунка. Само по себе слово «Нежинская» и словосочетание «молочная фабрика» НЕ ОХРАНЯЮТСЯ! Уж не знаю, сам ли правообладатель или эксперт Роспатента в ходе экспертизы настоял на неохраняемости. Но для бренда это создает определенные риски.
С. С: А закрывает наш сегодняшний список мультибрендовый-производитель АО «Молоко», обладающее еще более богатой историей на калининградском рынке. Само по себе наименование производителя — АО «Молоко», — как ни странно, защитить в качестве товарного знака проблематично, ведь оно почти что указывает на род его деятельности, а такой товарный знак Роспатент не пропустит. Но производитель это прекрасно понимает и потому развивает другие бренды для различных продуктовых линеек: флагманский бренд «Добрая кормилица» (602499), которым маркируется подавляющее большинство производимых товаров — от ряженки до сливочного масла. Причем, товарный знак словесный. Его можно легко использовать почти в любом качестве, не опасаясь возможных неблагоприятных последствий.
И. К.: Кстати, Станислав меня навел на одну интересную мысль. Бренд ведь могут отобрать за неиспользование. В случае с продукцией АО «Молоко» наше внимание привлекли товарные знаки «Соло» (310961 и 332914) в красно-золотом и сине-золотом варианте.
Других товарных знаков с таким же словом у производителя нет. Оба знака выполнены в характерном графическом исполнении и само по себе слово «соло» в них читается далеко не сразу. Говорю с точки зрения потребителя, который впервые видит такой вариант написания. На мороженном «Соло», выпускаемом производителем, и глазированных сырках, написано по-другому.
С. С: Так вот, если в таком виде товарные знаки не будут использоваться больше трех лет с момента регистрации в таком виде, как они зарегистрированы, заинтересованное в использовании лицо может досрочно прекратить действие такого товарного знака. Обычно это делают, чтобы зарегистрировать нечто похожее, но уже на свое имя.
И. К.: Вот поэтому наш последний кандидат на обзор не ограничивается монобрендовой стратегией, а разбавляет продуктовую линейку товарами других брендов: йогуртов Vitamel и продукцией «Новелия», бренд которой в свое время был приобретен у «Тетра Пак».
А. Х.: Следите за нашими выпусками и не забывайте присылать свои бренды, которые вы хотели бы разобрать. Звоните на номер 65-86-39, рассказывайте про свой бренд, а юристы «Солнцев и партнеры» проведут его разбор.
Напоминаем, что патентные поверенные из юридической фирмы «Солнцев и Партнеры» Станислав Солнцев и Илья Кунинец готовы провести разбор вашего бренда прямо в эфире «Business FM Калининград». Оставьте заявку: 65-86-39.
Реклама. ИП Солнцев Станислав Евгеньевич