Официально итоги уборочной кампании еще не подведены, но в ходе страды региональное правительство анонсировало, что в этом году местные аграрии соберут 590 тысяч тонн зерна. Об этом сообщает «РБК Калининград». С одной стороны, урожай нельзя назвать рекордным, были годы и лучше: скажем, в 2019 году в Калининградской области собрали более 600 тысяч тонн. С другой стороны, учитывая проблемы логистики, объем излишков, скорее всего, будет больше предыдущих лет. При весьма ограниченных возможностях экспорта главный для аграриев вопрос сбыта в этом году встанет острее, чем раньше.
Главными препятствиями для экспорта в Калининградском зерновом клубе называют снижение числа зарубежных покупателей на фоне обострения отношений с западными странами, а также усложнение логистики, которое делает нашу пшеницу неконкурентной даже на внутрироссийском рынке.
«Мы находимся в анклавной зоне и чтобы продать ту же самую пшеницу у нас есть два варианта: либо отправить морем, либо вывезти с территории Калининградской области железнодорожным транспортом — допустим до порта Санкт-Петербурга — и оттуда продавать на экспорт. Но чтобы вывезти вагонами зерно до порта Санкт-Петербурга, возникает логистическое плечо: ни много, ни мало, в среднем 3-5 тысяч рублей на тонну. Эти расходы вместе с оплатой экспортной пошлины делают калининградское зерно неконкурентным для России», — цитирует издание председателя зернового клуба Калининградской области Эдуарда Тынне.
До начала СВО на Украине калининградские сельхозпроизводители реализовали свою продукцию ГК «Содружество», либо портовому элеватору. С этих отгрузочных площадок можно вывозить зерно морем, а от «Содружества» и по железной дороге. «Портовый элеватор» отправлял продукцию на экспорт, в основном, в страны северной Европы и Скандинавию. По словам генерального директора «Портового элеватора» Елены Зайцевой, в ГК «Содружество» в отличие от элеватора, проведено дноуглубление морского пути. Это дает возможность судам типа Handysize (маломерные суда с вместимостью от 10 тысяч до 35 тысяч тонн, идеально подходят как для малых, так и крупных портов — Прим. ред.), которые могут ходить в Африку и Латинскую Америку, подходить к терминалу компании. Это автоматически делает ГК «Содружество» по факту единственным в области крупнейшим трейдером и экспортером зерна. Например, пшеница с протеином 12,5% 1 августа стоила 18100 рублей за тонну с НДС при курсе доллара 92 рубля. 29 сентября та же самая пшеница закупалась уже по 16200 рублей за тонну с НДС. «При этом, в порту Новороссийска пшеница торгуется по цене 237 долларов за тонну», — отметил Эдуард Тынне.
По данным российского аналитического агентства «ПроЗерно» на 6 октября, тонна пшеницы 3-го класса за две недели выросла в цене на 330 рублей и составила 13415 рублей. В валюте же наоборот подешевела с 217 долларов до 133-х. Пшеница 4-го класса дорожает сопоставимо. Из-за высокой себестоимости зерна и сложностей с экспортом многие калининградские аграрии стали отказываться от посева зерновых культур или сокращать их в пользу технических. По данным регионального Минсельхоза, в этом году хозяйства Калининградской области уменьшили посевные площади под зерновыми еще на 15,5 тысяч гектаров — сделали ставку на сою и кормовые культуры. По мнению Эдуарда Тынне, если положение дел на рынке не изменится, эта тенденция будет продолжаться.