Российские критики включили «Слово пацана», «Балет» и «Плейлист волонтера» в рейтинг лучших сериалов по итогам года. Об этом сообщает издание «Кино-Театр.Ру». Журналисты портала опросили экспертов, пишущих для крупнейших российских СМИ, а также авторов популярных телеграм-каналов о кино и кураторов крупных фестивалей. Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал абсолютным лидером голосования.
Редакция «Business FM — Калининград» выяснила у известных калининградцев их отношение к иерархии, упомянутой в сериале и кем они сами считают себя по жизни — пацанами или чушпанами? Разделять людей по такому принципу — то же самое, что не видеть ничего, кроме черного и белого цвета, считает генеральный директор компании «SPAR-Калининград» Олег Пономарев:
«Думаю, что условное разделение на пацанов и чушпанов лишено окраски. Это примерно то же самое, что видеть, что в мире существует только два цвета — белый и черный. Искренне надеюсь, что нашим детям не придется выбирать между пацанами и чушапанми. Смысл этого сериала в другом. Если мы относим себя к пацанам, то, следуя логике сериала, мы относим себя к криминальным группировкам. Если к чушпанам, то, как говорили у нас, скорее, к лохам. То есть ущербным. Это четкое клеймо, как теперь говорят — буллинг. Ни то, ни другое не имеет права на существование. Пафос фильма и его основной вайб заключается в том, что пацаны должны уметь драться. Вот пацаны, которые занимаются спортом, умеют драться и постоять за себя, совсем необязательно должны быть пацанами-группировщиками».
Занимаясь в школе, ходя в кружки и увлекаясь спортом, многим было не до того, чтобы примыкать к уличным группировкам, говорит генеральный директор компании «Клипер Недвижимость» Олег Перевалов:
«Я не смотрел сериал и могу только догадываться, о чем там идет речь. Но что касается меня, то я бы не стал причислять себя ни к тем, ни к другим. В моем детстве такая ситуация была. Я учился в школе, ходил в музыкальную школу на скрипку, при этом еще занимался легкой атлетикой, ходил на разные секции и в кружки. То есть у меня практически не было свободного времени. Какие-то были всплески периодически, которые у пацана должны быть, но детство было так довольно плотно занято, что не могу отнести себя ни к той, ни к другой категории».
Интересно было балансировать на грани, но при этом не относиться ни к пацанам, ни к чушпанам, делится мнением управляющий хеджфондом «Лайт Хаус» Николай Власенко:
«Я родился и жил в Янтарном — маленьком поселке, где, понятное дело, были все категории этих героев. В Советском Союзе было смешение социальных слоев и, наверное, это было нормально. И одной из позитивных вещей того общества было отсутствие разделения как в Нью-Йорке на Гарлем и на более интеллектуальную часть. Поэтому у всех была возможность выбрать любую сторону, оказаться на любой стороне. Мы много играли во дворе в футбол, в хоккей с этими, так называемыми, хулиганами. Естественно, в школе они учились вместе с нами. Я сразу выбирал учебу. Не знаю почему, не хочу сказать, что это был какой-то осознанный путь. Скорее, какая-то интуитивная вещь. А после 8-го класса поехал учиться в физико-математический интернат в Калининграде. А у него была такая особенность, что один класс был физико-математический, куда приезжали учиться со всей области, а второй класс — детей либо родителей, лишенных прав, либо сирот. То есть та категория, которая как раз стала той питательной средой для бандитсткой части населения. Достаточно интересно было находиться на грани — испытание определенное. Надо отдать должное, что потом много лет спустя я с частью ребят из этой социально неблагополучной среды учился в мореходке. Не все, кто в детстве был хулиганом, сделал это своей профессией».
По статистике портала «Кино-Театр.Ру», в уходящем году в России вышел 241 сериал длиной более четырех эпизодов. Премьеры 104 проектов состоялись на телевидении, 137 — на стриминговых платформах. Интернет-площадки впервые завоевали 60% рынка. В 2021 году этот показатель составлял 47%. В 2020-м меньше трети сериальных новинок появились на стримингах.