,              

Здоровье в деловом ритме

  • /
  • /
  • Медицинское образование: пять причин выбрать БФУ имени Канта

Медицинское образование: пять причин выбрать БФУ имени Канта

Об этом на прямой линии радио «Комсомольская правда Калининград» рассказал руководитель образовательно-научного кластера «Медбио» БФУ имени Канта Михаила Агапов.

— Появилась новость о том, что реформа высшего образования БФУ опять находится на передовой. Пилотный проект — что это такое? Нам уже беспокоиться? Нам — я имею в виду родителей абитуриентов. Или все будет в этом году как и прежде?

— Во-первых, нужно всех успокоить. Переживать совершенно точно не нужно.

— Вы по специальности — психотерапевт?

— Нет, я хирург-онколог. У нас базовая компетенция, наверное, успокоить сначала. Внушить доверие к той программе, о которой вы говорите. Действительно Калининградская область как субъект федерации очень удивительная, потому что все пилоты проходят через этот субъект и через БФУ в том числе. То, о чем мы говорим сейчас, если говорить о кластере «Медбио», то это не касается медицинского образования. У нас в качестве пилота вошло химическое образование. Сейчас в кластере мы готовим химиков — бакалавриат, четыре года. У нас есть магистратура по химии — это два года. И аспирантура по биохимии. То есть химическое образование было представлено такими блоками. Сейчас, коль уж мы вошли в пилотный проект, мы будем переформатировать балакавриат по химии в базовое высшее образование. Магистратура будет специалитетом, но как было два года, так и останется. Та экспертная составляющая, которая в ней есть, тоже остается. Аспирантуру, соответственно, мы вообще не затрагиваем, потому что аспирантура вынесена отдельным блоком.

— То есть получается, родители абитуриентов, которые планируют медицинское будущее для своих детей — не химию, с ней все понятно — в этом году никаких отличий от предыдущего года при поступлении не увидят?

— Абсолютно нет. Сохраняется все тот же федеральный государственный образовательный стандарт, та же самая программа — это шесть лет. И в зависимости от того, какой трек дальше выберут студенты — ординатура. Пока ничего в этом плане не меняется.

— Тогда до ординатуры куда еще можно поступить? Какое медицинское образование можно получить в Калининграде?

— Всю медицинскую инфраструктуру включил в себя тот кластер, который я представляю сегодня, — это кластер медицины и наук о жизни. Кластерная композиция была выполнена, так скажем, реформа была проведена в сентябре прошлого года. То есть это достаточно молодое образование. Кластер включил в себя те структурные подразделения БФУ, которые уже давно существовали и имеют свою историю. Это Высшая школа медицины, Медицинский колледж, Высшая школа живых систем, комплекс лабораторий. Я думаю, вам хорошо известны симуляционный центр, Центр клинических исследований, Университетская клиника. Это около 2,5 тысяч студентов и около 500 сотрудников.

Что касается медицинского образования, то у нас среднее медицинское образование есть, как я уже сказал, все специальности там представлены: лечебное дело, фармация, фельдшеры, зубные техники. Есть высшее медицинское образование — Высшая школа медицины и Высшая школа живых систем, которая готовит ученых. Наверное, самые топовые направления — это биоинформатики и биоинженеры. Страна очень нуждается в них сейчас. И не знаю, в качестве рекламы это или в качестве гордости, но я могу сказать, что только два университета получили бюджетные места на эту специальность —  «Биоинформатика и биоинженерия».

— Во всей стране?

— Во всей стране, да. Пока только два университета — МГУ и мы.

— А сколько бюджетных мест?

— Двадцать.

— Что сдавать?

— Химию и биологию.

— Но у вас есть еще одна новая специальность в этом году — стоматология.

— Это наше первое совместное мероприятие со Стоматологической ассоциацией Калининградской области. Мы действительно презентовали этот проект — открытие стоматологического направления. Мы получили лицензию на стоматологию и в феврале решением ученого совета был сформирован научно-образовательный центр стоматологии. Мы проводили круглый стол для руководителей стоматологических клиник, поликлиник, больниц, представителей как государственного сектора здравоохранения, так и частных форм собственности. То есть конечный бенефициар всего этого проекта, безусловно, они. Поэтому мы их позвали для того, чтобы познакомиться друг с другом и сказать, что мы этот путь начинаем не «мы для вас» или «вы для нас», а мы вместе. И вот кто вам нужен? Скажите нам сейчас. Какие стоматологи вам нужны? Но не дайте нам госзаказ — хочу, чтобы такие-то и такие-то были компетенции. А идите с нами по этому пути, получайте на практику этих детей, чтобы все четко было. И, мне кажется, это было очень конструктивно, продуктивно, мы больше двух часов совещались. Знаете, обычно, когда коллаборация начинается с фразы «мы хотим» — это один путь. А когда коллаборация начинается с фраз «мы умеем это» и «что от нас нужно» — это совершенно другое.

— Это первый набор. Сколько человек вы будете брать?

— Мы готовы взять до 50 человек. Сейчас у нас инфраструктурные возможности позволят до 50 человек взять. В дальнейшем будем расширяться.

— Это бюджет?

— Учитывая, что это первый набор, мы не можем брать бюджет. Когда мы только открываем специальность, не дается бюджетных мест. Это в принципе невозможно. Но в последующем, учитывая крайнюю потребность области и заинтересованность в этих кадрах, существует дефицит врачей-стоматологов, я думаю, что бюджетные места будут. И очень вероятно, что это будут целевые студенты, для региона, для муниципалитетов.

— То есть получается, что обучение на стоматолога — это своего рода инвестиция? Ты сейчас вкладываешься в образование, а потом это образование приносит неплохой заработок. Есть такой миф, что стоматологи во все времена, во-первых, с работой, а во-вторых, с хорошей зарплатой. Это миф или это правда?

— Мы хотим, чтобы и студенты, и родители понимали, что образование, с одной стороны, вы правильно говорите, это инвестиционный проект. Даже если это бюджетная форма — это все равно инвестиционный проект, потому что вы инвестируете в свое будущее свои силы, свое время, свои ресурсы, даже если это не касается денег. Но мы хотим, чтобы этот инвестиционный проект был еще и в удовольствие.

— Правильно ли я понимаю, что именно главные врачи и вообще врачи-стоматологи будут преподавателями?

— Да, именно так.

— То есть это и есть основа преподавательского класса, скажем так, по новому направлению «стоматология»?

— Я бы сказал, в том числе. Когда дисциплина новая, когда что-то новое открывается, это очень просто реформировать. Хотя, я вам скажу, что структура БФУ очень пластичная, и мы очень быстро можем подстраиваться под потребности общества и региона. Но вот в этой части у нас сейчас существует список из 18 докторов наук по стоматологии, которых мы хотим привлечь как преподавателей. Это очень понятная методология. Не обязательно им приезжать — они могут записать лекции.

— Сколько стоит получить диплом стоматолога?

— 220 тысяч в год для российских граждан, 240 тысяч — для иностранцев.

— И можно тогда сразу для тех, кто не совсем в теме. Вы же наверняка мониторите ситуацию. Просто чтобы понимать, на каком уровне стоимость этого же образования в Москве, Питере, Смоленске? Мы всегда эти города рассматриваем.

— Смоленск — примерно так же. В отношении федеральных вузов Санкт-Петербурга, Москвы — у нас в три раза дешевле получается. То есть там начинается с 400 тысяч рублей в год. Учиться на стоматолога пять лет.

— Вы сказали о том, что у вас список из 18 докторов. Это не обязательно калининградские специалисты? Как вы планируете выстраивать с ними работу? И это значит, что все они будут со студентами или не все?

— Любая медицинская составляющая в плане образовательного процесса состоит из двух фундаментальных плит: теоретическая и практическая. В отношении теории. Предположим, что на территории Российской Федерации появляется человек, обладающий уникальными экспертными компетенциями. Вот он есть, допустим, в Новосибирске, и он замечательно развивается, растет. Но нам он очень сильно нужен. Что нужно сделать? Мы можем его пригласить и выдать эту часть в качестве лекционного материала. Либо сделать какое-то образовательное мероприятие. Это не то, что я сейчас придумал, это то, что мы уже долго делаем, это обкатанный абсолютно процесс. Человек приезжает, записывает лекции. Мы можем включить его в аудитории в режиме реального времени, и он будет заниматься со студентами, отдавать какую-то теоретическую составляющую. Дальше — практическая часть. Как это сделать идеально? Два студента на одно стоматологическое кресло. То есть под четким контролем преподавателя сначала проходит симуляционный цикл, так скажем, когда они работают с симуляторами, а потом переходят к настоящим пациентам. Здесь практическая составляющая очень важна, и как это реализовать, мы тоже понимаем. И вот здесь как раз нам очень нужно калининградское стоматологическое сообщество, потому что практика будет осуществляться именно с ними, под их чутким руководством.

— Что потом с трудоустройством? Оно будет обязательным, типа распределения? Или по желанию?

— Распределения у нас не существует. Есть целевой набор, когда вы заключаете договор с Минздравом Калининградской области, за деньги Минздрава учитесь и дальше смотрите, что у вас написано в этом целевом договоре и куда вы должны будете ехать. А если вы не «целевик», то вы сами определяете свое будущее.

— Я так понимаю, что стоматология в БФУ, поскольку она только начинается, еще не включена вот в эти целевые направления?

— Нет, пока нет. Пока это в чистом виде внебюджет. Лечебное дело — да, там есть целевые места и их очень много.

— Тогда о лечебном деле, может быть, поговорим? О медицинском образовании в целом. Мы с вами только про стоматологию пока поговорили подробно. А какие еще есть преимущества медицинского образования в БФУ? Чему там учат студентов?

— Медицинское образование — это, наверное, одно из самых сложных направлений, учитывая динамику его развития. Мы понимаем, что каждые два-три месяца 10% медицинской информации обновляется. У нас существуют клинические рекомендации по всем нозологиям, и образовательный стандарт выглядит следующим образом. Студент, когда выпускается, должен знать рекомендации, следовать им, сделать назначения. Это то, что прописано. Но мы понимаем, что для того, чтобы стать настоящим специалистом, быть классным, востребованным врачом, этого совершенно точно недостаточно. Поэтому мы хотим, чтобы наши студенты умели быстро думать, быстро принимать решения, ориентироваться в этом огромном океане ресурсов, из которого можно черпать знания. Потому что медицинское образование отличается, наверное, от всех остальных тем, что оно непрерывное, оно постоянное, оно на всю жизнь.

Что мы делаем сейчас? Во-первых, здесь есть уникальная возможность получить очень крутую фундаментальную подготовку. То, чего очень сильно не хватает в других субъектах. Не хотим ни про кого говорить плохо, но мы понимаем, что когда-то была произведена реформа, когда очень сильно не хватало в Советской России врачей, тогда из вузов, из университетов были вычленены медицинские факультеты и создано огромное количество медицинских институтов. То есть медицинский институт имеет кафедру физики, кафедру химии и так далее. Мы говорим про фундаментальное образование. И в БФУ студенты получают фундаментальное образование, в том числе, в Высшей школе живых систем, там, где люди понимают, что нужно сейчас практическому здравоохранению. Есть колоссальная проблема — это трансляция технологий. То есть, с одной стороны, мы понимаем, что есть ученые, которые придумывают новую таблетку, новый метод. С другой стороны, есть врачи, которые должны потом внедрить это в практику. И чаще всего между ними пропасть. Это называется «долина смерти». Это не наш термин. Запрос должен происходить от врача, но врач должен настолько быть ориентирован, в том числе в молекулярной биологии, фундаментальную подготовку иметь колоссальную, для того чтобы понимать, как этот запрос сформулировать перед ученым. Потому что ученый не понимает, что такое пневмония, не понимает, что такое аппендицит, не понимает, как сделать так, чтобы выписать пациента быстрее. Врач должен поставить задачу, ученый должен придумать и отдать врачу решение. И дальше внедрение в клинику. Вот именно таких врачей мы и хотим воспитывать. Поэтому у нас есть целый трек, который мы обсуждали с Минобром, с Минздравом, — это врач-исследователь. И его подготовка начинается не на первом курсе медицинского института, а в медклассе, еще начиная с 10-го класса. Минобр вчера предложил нам, что с 7-го класса правильнее было бы. То есть очень много компетенций нужно выдать, поэтому мы думаем, как это сделать.

— То есть скоро в Калининграде еще и медклассы с 7-го класса появятся?

— Велика вероятность.

— Детей учат лечебному делу. А потом? В Калининграде чему можно научиться? Какой еще высшей врачебной специальности?

— После шести лет у нас ординатура. У нас там около 13 специальностей. Это все базовые дисциплины: хирургия, акушерство и гинекология, дерматология, терапия, анестезиология, реанимация, педиатрия. В общем, все то, что, скажем так, нужно.

— В этой части есть целевики? Есть студенты, которые будут потом оставаться в Калининградской области и работать на благо нашего общества?

— Мы не хотим решать проблемы локально — вот завтра нам нужен анестезиолог. Мы хотим в целом ориентироваться на федеральные потребности и, конечно, на региональные потребности. Про врача-исследователя, того человека, который закрывает пропасть в исследовательском плане и понимает, как внедрять технологии в практическое здравоохранение, мы с вами сказали. В отношении подготовки остальных кадров. Медицина чем хороша? Нам нужны все. Для каждого в медицине найдется место. Сейчас потребность во врачах, по-моему, около 26 тысяч в нашей стране. Наша страна нуждается в 26 тысячах специалистах высшего образования. То есть если ты хочешь работать, ты совершенно точно найдешь себе место. В соответствии со стандартом у нас есть базовая часть, то есть тот объем, который мы должны выдать. Но у нас есть и вариативная часть, и мы очень быстро можем ее менять. У нас совещания с Минздравом проходят практически каждую неделю. И вот, допустим, мы понимаем, что не хватает вот этой части. И со следующего года у нас появляется молекулярная биология, у нас появляются основы научной и исследовательской деятельности. То есть мы очень быстро можем ориентироваться на те потребности, которые перед нами стоят.

— Всегда было интересно на чем учатся студенты, на ком учатся? А главное — насколько БФУ обеспечен инфраструктурой для обучения будущих врачей?

— Про первую часть мы с вами уже проговорили — про фундаментальную. Это научные лаборатории и там они прикреплены, максимально интегрированы в научно-проектную деятельность. Потом у нас теоретическая составляющая. Здесь тоже понятно — все интерактивные возможности привлечения лекторов. Дальше у нас наступает потребность в практике. Как человека ввести в клинику? Конечно, все клинические дисциплины преподаются в учреждениях здравоохранения Калининградской области — это областная больница, БСМП, ЦГКБ. Но мы понимаем, что если мы сейчас студента, который только прочитал книжку, приведем к пациенту и скажем: «А сделай-ка внутримышечную инъекцию». Это стресс для всех, еще и для преподавателя, который несет за все это ответственность. Поэтому, к счастью для нас, для вас, появилось такое направление, как симуляционная медицина. То есть благодаря техническому прогрессу у нас появились симуляторы, которые могут симулировать все, начиная от тех базовых процедур, о которых я сказал: внутримышечные, внутривенные инъекции и так далее. Как это, как правило, реализуется? В БФУ есть целый симуляционный центр. Это ресурсный центр, которым пользуется и высшее образование, и среднее образование. И симуляционная часть есть в каждом цикле.

— То есть это что-то вроде тренажерного зала?

— Да. То есть тот фрагмент, который необходимо получить студенту, чтобы овладеть навыком. Мы не можем его отпускать к пациенту без овладения этим навыком. Какую бы невероятную теорию, фундаментальную подготовку мы ему ни дали, держать инструмент нужно научить сначала. И, конечно же, лучше использовать для этого фантом. Это, я вам скажу, очень дорогое удовольствие, потому что они могут стоить и 10, и 20 миллионов. Иногда они выходят из строя, нуждаются в обслуживании, но оно того стоит. Эти инвестиции БФУ когда-то сделал, очень сильно мы вложились в симуляционное образование. И тот кампус, о котором вы, наверное, знаете, там будет огромный симуляционный центр, который в том числе будет таким же ресурсным центром для региона. Сейчас у нас еще и школьники приходят в симцентр, и аккредитация там проходит. Это один из самых крутых симуляционных центров в Российской Федерации по тем инфраструктурным возможностям, которые у нас есть.

— «Студенческая поликлиника» — словосочетание, которое стало часто появляться в новостях. Это что за поликлиника?

— Это очень крутой региональный социальный проект. То есть мы хотим сосредоточить всех студентов Калининградской области, не только студентов БФУ или медицинского направления, а всех студентов в одной поликлинике. Почему это правильно? Потому что мы с вами понимаем, что скрининговые программы начинают запускаться с возраста 40-45 лет. Дальше мы начинаем что-то искать в человеке, какую-то поломку. Мы предполагаем, что в возрасте 18-25 лет все у нас отлично. Почему мы так думаем? Да потому что никто не изучал реально, что происходит, когда человек приобретает то хроническое заболевание, которое потом в 40 лет уже будет себя проявлять. Скорее всего, во время своего студенчества. Поэтому мы хотим взять всю эту когорту и обеспечить им самый благоприятный и правильный трек. Мы понимаем, что сейчас это непрофильный актив, нет окна в поликлинике, на котором написано «Студенты, вперед».

— Преддиспансеризация такая.

— Нет, там программа диспансерного учета, мониторинга, скрининга. Все это разработано как раз для студентов.

— Это перспектива какого года?

— Это со следующего года — 1 января следующего года мы открываем. Сейчас мы должны подать все организационные составляющие, подготовиться, прикрепить как минимум 10 тысяч студентов. И с 1 января мы открываем двери. Работаем в рамках ОМС.

— А врачи там кто? Студенты? Потому что у людей такое восприятие — студенты будут лечить студентов.

— Студенческая — это значит для студента. То есть основная направленность социальная — закрыть вот этот фрагмент. А специалисты, которые там работают, —сейчас мы смотрели, кого лучше взять, — это опытные врачи. То есть, это должны быть 100% люди, которым мы доверяем. Мы вместе с Минздравом будем реализовывать этот проект. Туда попадут самые лучшие.

— И, наверное, выпускники БФУ тоже?

— На конкурсной основе — пожалуйста. Кто будет лучше, тот попадет.

— Подводя некий итог. Если человек решил, что его дети должны связать свое будущее с медициной, то по каким специальностям они могут получить образование в БФУ имени Канта в этом году?

— Мы говорим про высшее, про среднее?

— Про высшее. Давайте с высшего начнем.

— Врач-лечебник, врач-стоматолог, биоинформатик, биоинженер, химик, биолог.  

— И если мы говорим не про высшее образование?

— Среднее образование — это лечебное дело. То есть сестринское дело, фармация, зубные техники.

— Как выбирать родителю, у которого ребенок-выпускник. Он хочет стать врачом, мечтает о московском или питерском вузе. Стоматологом хотел быть. А тут вы сообщаете, что вот в Калининграде этому тоже учат. Но в Москве-то лучше. Что делать? Какие доводы и какие аргументы в пользу калининградского медицинского образования в отличие столичных вузов?

— Я бы, знаете, не противопоставлял БФУ всей остальной России.

— Надо, надо, вы же в Калининграде живете.

— Да, безусловно. Но глобально мы все делаем одно большое дело. У всех университетов есть какие-то свои сильные стороны, есть какие-то слабые стороны. Безусловной, сильной стороной Балтийского федерального университета и медицинского образования в нем является в том числе то, что в первую очередь это классический университет. То есть у нас огромные компетенции в отношении фундаментальных дисциплин. Мы очень четко ориентированы на нашего студента и знаем, какую программу для него подготовить, потому что мы имеем пластичность. Инфраструктура, которой мы обладаем, — это и симуляционный центр, и центр клинических исследований, те взаимоотношения, которые у нас сложились с Минздравом Калининградской области. То есть наши студенты всегда интегрированы в лечебную среду. Ну и самое главное, что они имеют возможность трудоустройства. Они должны понимать, что если они выбирают Москву и Питер — окей, это тоже классно. Но там несколько тысяч на первом курсе, и они не то чтобы потеряются, но за ними так пристально точно не будут наблюдать, как мы за нашими студентами. Наша задача — это выдать базовую часть, но при этом обеспечить максимально комфортное сопровождение. Чтобы тот студент, который хочет больше, все это мог получить.

— А много выпускников остаются в Калининграде работать?

— 60-70 процентов, по нашим данным.

— Пусть остаются больше, врачи нам очень нужны.

 

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

8 (800) 600-52-39 звонок бесплатный

+7 (4012) 59-55-96

abiturient@kantiana.ru

Адрес: Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 57

Время работы: Пн — пт с 9:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00

Познакомиться с образовательными программами можно на сайте www.kantiana.ru, в разделе «Абитуриентам».

 

22.05.2023 16:01
Поделиться