Представители сфер маркетинга, строительства и IT чаще других могут выходить на конфликт коллегами и начальством. Около 80% работодателей при выборе сотрудника ставят в приоритет неконфликтность кандидата. Такую статистику приводит служба исследований hh.ru. Сегодня спрос на работников очень высокий. Компании в сферах логистики, маркетинга, финансов и бухгалтерии особенно ценят работников, которые проработали в одной и той же сфере около 3-5 лет. Об этом «Business FM — Калининград» рассказала руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова:
«Наши аналитики выяснили, что для работодателей есть определенные красные флаги в соискателях, из-за которых, чаще всего, компании могут отказывать работникам в трудоустройстве, в стажировке. Вообще, в принципе, даже не смотреть их резюме. И первый красный флаг, который заставляет рекрутера задумываться о том, стоит ли продолжать взаимодействие с кандидатом на вакансию или продолжать работу с текущим сотрудником (то есть это может быть тоже причиной для расторжения трудового договора), это выявленная в ходе собеседования или в ходе работы склонность к конфликтам и спорам».
Термин job hopping — частая смена мест работы — является трендом среди зумеров. Прошли времена, когда человек работал в одной компании всю свою жизнь, и стаж у работника мог достигать пятидесяти лет. Сегодня средний цикл работы на одном месте составляет около двух лет. По словам Марии Бузуновой, современные работники не хотят строить свою карьеру в рамках одной компании, многие регулярно меняют место работы ради высокой зарплаты, перспектив и интересных проектов. Частая смена мест работы может характеризовать кандидата как нелояльного и ненадежного человека. Большинство работодателей рассчитывают на долгосрочное сотрудничество. Говорит руководитель компании «Балтийские Земли», Максим Пономарев:
«Конечно же, такие сотрудники бывали у каждого руководителя. Они действительно долго не задерживаются и, как правило, они сложнообучаемые. Здесь есть такой момент — какие-то личные, возможно, причины, когда люди хотят попробовать себя в чем-то. В этом ничего плохого нет, но понимают, что это не их сфера и здесь это очень важно понимать. Конечно же, хорошо, когда долго остаются с тобой сотрудники и вы идете рука об руку в построении общего какого-то будущего».
С появлением достаточно большого количества профессий, у людей появилась возможность попробовать себя как во фрилансе, так в онлайн-сфере. По словам студентки Полины Москвичевой, постоянная смена мест работы у зумеров связана не только желанием больше зарабатывать. На первом месте остро стоит вопрос о привлекательности самой вакансии. Молодые люди сегодня отдают предпочтение занятию делом, которое приносит не только деньги, но и удовольствие. Студенты и школьники утверждают, что проще уйти с не понравившейся работы, чем идти на компромисс. Говорит Полина Москвичева:
«Всего, наверное, около 18-19 мест, где я вообще себя попробовала. Когда нам по 16-18 лет мы, в принципе, особо не знаем, кем хотим быть, но у меня были внутренние ощущения, что я буду работать на себя. Из-за этого мне хотелось попробовать многое. То есть, я приходила в какую-то сферу, могла научиться там делать какой-то максимум и понимала, что это не мое призвание, я оттуда взяла все, что могла».
С одной стороны, постоянная смена рода деятельности — это поиск своей собственной идентичности и самореализация, а с другой стороны — отсутствие навыков долгосрочного планирования и нереалистичные ожидания. Говорит психолог Полина Первых:
«Почему этому подвержены именно молодые люди? Потому что сейчас мы живем в эпоху клипового мышления, когда все нужно быстро, все нужно понятно, нет долгой концентрации и нет желания прикладывать усилия. Сейчас мы живем в такую эпоху, когда ты можешь зайти в интернет и увидеть, что каждый второй миллионер, что далеко от правды, конечно. Но молодежь считывает это и принимает за действительность, начинает в это верить. И когда они приходят на какую-то работу, и им платят 30 тысяч рублей, они говорят: «В смысле? А почему не 300 тысяч? Я вот видела, что кому-то за такую же работу платят 300». И они постоянно меняют, меняют, меняют места работы в поисках чего-то лучшего. А лучшего, как бы нет, лучшее достигается только через усилия».
Паттерн частой смены мест работы наметился у поколения зумеров, которые к 2025 году составляют три четверти мировой рабочей силы. Они первыми поставили под сомнение приоритет многолетнего труда в одной компании в ущерб личным карьерным достижениям. В начале 2010-х годов, когда зумеры только начинали осваивать рынок труда, в тренде было постоянство — стэнфордское исследование 2012 года показало, что годовой доход специалистов, работающих более пяти лет на одном месте, повышался сильнее, чем у тех, кто прыгал с места на место. Но уже тогда HR-эксперты стали говорить о появлении джоб-хопперов.