Это связано в большей степени с продолжающим свое укрепление курсом рубля. Об этом «Business FM — Калининград» сообщил доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве России Дмитрий Морковкин:
«Цены на импортные товары изменяются пропорционально динамике курса национальной валюты, зачастую с небольшим лагом в полтора-два месяца, что мы сейчас и видим. А вкупе с наиболее эффективной бизнес-моделью современных маркетплейсов, более низкие цены и широкий ассортимент дают мультипликативный эффект и преимущество онлайн-площадкам в конкурентной борьбе перед физической розницей. Подобное ценовое давление со стороны маркетплейсов способствовало перетоку покупателей на их площадки, что привело к существенному падению продаж электроники, бытовой техники в розничных магазинах по итогам 2024 года в натуральном выражении. Вместе с тем, уже в ряде сегментов именно маркетплейсы являются крупнейшими игроками на рынке онлайн-продаж. В частности, такая ситуация уже возникла в сегменте одежды и детских товаров. Сейчас мы наблюдаем аналогичную картину на рынке мобильных устройств и в сегменте товаров для дома. Основными преимуществами крупнейших мультикатегорийных маркетплейсов по нашему мнению сейчас является их широта ассортимента, а также возможность для покупателя наполнять корзину покупок за счет использования высокоэффективных рекомендательных алгоритмов».
Рост спроса на некоторые категории электроники на маркетплейсах связан также с повышением лояльности к этим площадкам у покупателей и их использования. Говорит Дмитрий Морковкин:
«Рост спрос на смартфоны на маркетплейсах связан еще и с повышением доверия покупателей к онлайн-продажам, удобствам самих площадок и доступностью товаров, в особенности в регионах. Так, на маркетплейсах можно сравнить цены у разных продавцов и заказать товар, который находится, например, на складе в другом городе. Кроме того, к преимуществам онлайн-площадок следует отнести регулярные акции на маркетплейсах, быстрые сроки доставки с различными способами получения товаров, а также широкую географию и различные способы оплаты. Поэтому маркетплейсы растут как канал продаж, и теперь практически все крупные ритейлеры представлены на маркетплейсах. Мы видим, что маркетплейсы и дальше продолжают увеличивать свою долю в продажах электроники, бытовой техники, сегменте одежды и обуви, благодаря росту спроса, связанному в большей степени с более низкими ценами. Покупатель выбирает рублем».
Маркетплейсы утверждают, что ценообразование на площадке зависит исключительно от продавца. И влияет на него, в том числе, курс рубля. Говорит представитель компании Wildberries Дмитрий Борщевский:
«Ценообразование на площадке Wildberries определяет исключительно продавец. При этом, по нашим наблюдениям, наибольшее влияние колебания курсов оказывают на такие товары, как смартфоны, планшеты, умные часы и наушники. Например, на Wildberries фиксировано статистически значимое снижение цен на смартфоны китайских брендов. А в натуральном выражении, то есть по количеству проданных штук, их продажи за последние недели выросли почти на треть. Частично это действительно объясняется в том числе и укреплением курса рубля».
По словам Дмитрия Борщевского, большое количество товаров, например, ноутбуки, закупаются заранее, а потом продаются в течение какого-то времени. На такие категории колебание курса влияет не сразу. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов уточняет, что в сегментах бытовой техники и электроники изменение курса может отражаться с задержкой до полугода.