Через Арабские Эмираты в страну пойдет поток дешевых украшений из Китая и Индии, а местные ювелирные производители могут остаться без прибыли. Как быть в текущих условиях и кто пострадает от обнуления пошлины, выясняла Лидия Лебедева.
Кроме санкций, обязательной маркировки продукции и отмены упрощенной системы налогообложения, которые тоже сильно отразились на ювелирной отрасли, вступление в силу соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и ОАЭ, создаст неравные условия конкуренции. Ведь ставка для российских производителей на драгоценные камни не снизится, а эти же украшения с драгоценными вставками будут прибывать по беспошлинному каналу из ОАЭ. Теряется также и смысл экспорта. Говорит председатель Высшего совета и президент «Союза участников рынка драгоценных камней и драгоценных металлов» Флун Гумеров:
«Производители не выдержат ни от того, что у нас дизайн плохой, или у нас оборудование плохое, или у нас производительность труда ниже. Не выдержат, потому что заложена абсолютно абсурднейшая, не поддающаяся уму-разуму, бомба замедленного действия. Обнуляется пошлина на ювелирные изделия, в том числе с драгоценными камнями, а на сами драгоценные камни для отечественных производителей остаются пошлины. Что это означает? Я, покупая ювелирные вставки, они все покупаются за рубежом, привозя их в Россию, я плачу пошлину до 10%. И эти же вставки в ювелирных изделиях заходят без пошлины в импортных изделиях. Но они зачастую в разы дороже, чем золото, куда они прикрепляются. И они откладываются пошлиной для отечественного производителя. Наши изделия будут дороже по себестоимости уже как минимум на 5-7%. Так как мизерный экспорт, который сегодня есть в российской ювелирной отрасли, в основном идет в страны ЕврАзЭС. А так как обнуляется пошлина на ювелирные изделий и для этих стран из ОАЭ, получается мы теряем и экспорт. Задача у государства - создать равные условия для развития естественной конкуренции. Изначально закладывается затратная часть выше для отечественного производителя, где же равные условия? Когда наши чиновники должны понимать, если они делают условия для импорта, они заставляют наших граждан кровью, потом заработанные деньги инвестировать в чужую экономику. Эта ситуация - преступление».
Сейчас пошлина в 10% защищает ювелирную индустрию. Когда пошлины для ОАЭ уберут, бизнес станет убыточным. Но небольшие ювелирные мастерские сохраняют спокойствие. Они уверены, что это коснется только массовых производителей, а нишевые ювелирные украшения хорошего качества по-прежнему будут востребованы. Говорит владелец ювелирного бренда Argentum Артем Зюськин:
«На мой взгляд, это опасно, прежде всего, крупным игрокам, типа Sunlight, Sokolov и всех прочих, у кого примерно тот же сегмент украшений в плане стоимости. Таким мастерским, как у меня, навряд ли это угрожает, потому что мы делаем не массовую историю, небольшими тиражами, это очень маленькие партии. В основном идет упор на дизайн и качество, что не могут предложить крупные сетевики, и продукция из Китая и Индии тоже не будет отличаться каким-то особенным дизайном и качеством. Такие мастерские, как у меня, делают более нишевый продукт, более интересный по дизайну, более дорогой. Соответственно, на это у нас есть покупатель, с которым мы уже много лет работаем. Я уверен в своих покупателях и покупателях аналогичных моей мастерской, что они предпочтут качественный и интересный дизайн вот такому массовому, не очень качественному продукту».
Ювелирное производство в России сильно пострадало от санкций. Потом по ним ударило введение обязательной маркировки продукции и запрет упрощенной системы налогообложения в отрасли, которую не смогли пережить около трети малых ювелирных предприятий. Теперь к этому добавится обнуление пошлин на драгоценные изделия из ОАЭ. В начале июня Минфин сообщил, что работает над созданием механизмов защиты внутреннего ювелирного рынка. Их примут до ратификации соглашения с ОАЭ.