Российские перевозчики предупредили о росте цен на свои услуги из-за планов властей повысить утилизационный сбор. Минпромторг сообщил о планах увеличить утильсбор на автомобили на 85% c 1 октября, а далее индексировать его на 10-20% ежегодно. Многие федеральные эксперты сочли, что такое повышение не сильно отразится на ценах на автомобили и технику. Но к 2030 году утильсбор увеличится в четыре раза, что неминуемо скажется на подорожании услуг и транспортных средств. Об этом «Business FM Калининград» сообщил основатель компании «ТЭК Оператор» Михаил Звягинцев:
«Регулятор предполагает увеличить ставку утильсбора на 70-85%. Если мы говорим про большегрузный транспорт, то это будет составлять около 10% роста стоимости при покупке автотранспорта. Понятно, что любое подорожание транспортных средств отражается и на стоимости услуг. В конечном итоге все эти изменения лягут на потребителей. Но я все-таки предполагаю, что этот эффект сработает не в 2024 году, а в 2025-м, потому что автопарки на данный момент не так активно обновляют и закупают новую технику из-за высокой ставки Центробанка. Какие-то эффекты мы заметим уже в 2025 году. Понятно, что любое подорожание влечет за собой увеличение цены как на товары, так и на перевозки».
Утильсбор вводится, чтобы поддержать отечественного производителя и подстегнуть китайских партнеров активнее инвестировать в российские проекты. Но подорожание как импортных автомобилей, так и отечественных неминуемо. Говорит доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин:
«Последствия для российского авторынка и рынка грузоперевозок могут быть следующими. Стоимость машин по прямому импорту резко возрастет. Более того, ежегодная индексация утильсбора приведет к подражанию всего автопрома — и импортных автомобилей, и машин российской сборки, а не только нелокализованных брендов. К тому же повышение цен на импорт тоже подстегивает цены на отечественные машины. Повышение утильсбора преследует, прежде всего, протекционистские цели поддержать отечественных автопроизводителей и подстегнуть иностранных инвесторов, преимущественно китайских, более активно инвестировать в проекты развития российского автопрома. Однако столь резкий рост утильсбора может отпугнуть наших без того осторожных промышленных партнеров из КНР. Более того, увеличение утильсбора снижает конкуренцию на внутреннем рынке, что также негативно будет сказываться на ценообразовании и, соответственно, цены будут расти».
По мнению экспертов, цены поднимутся не только на импортные автомобили, но и на новые отечественные легковушки — минимум на 100 тыс рублей. 15 июля стало известно, что кабинет министров планирует установить пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на автомобили, автобусы и некоторые категории спецтехники до 2030 года.