,              
  • /
  • /
  • Свободная касса: как устроен рынок самообслуживания в России и в США?

Свободная касса: как устроен рынок самообслуживания в России и в США?

Image by andreas on Freepik

Когда в американских продуктовых магазинах начали появляться киоски самообслуживания, ожидание от нововведения впечатляло — отсканируйте свои товары, положите их в сумку и готово. Длинные очереди на кассах исчезнут, время ожидания сократится. А если нужна помощь, продавцы, освобожденные от работы на кассе, всегда рядом, чтобы ответить все вопросы.

Но на самом деле, ждать в очереди все равно придется — на кассе самообслуживания не всегда получается с первой попытки разместить покупку в нужном месте. Поэтому приходится сканировать товар два или три раза, а затем нужно потратить время на поиск сотрудника магазина. Как отмечает издание The Atlantic, крупнейшая в мире розничная компания Walmart полностью убрала киоски из нескольких магазинов и перепроектирует другие, чтобы сотрудники оказывали помощь покупателям быстрее и качественнее. Еще один крупный ретейлер Costco размещает больше продавцов в зонах самообслуживания. Корпоратив супермаркетов ShopRite снова добавляет сотрудников на физические кассы, где опробована модель самообслуживания, ссылаясь на негативную реакцию покупателей.

Установка кассы самообслуживания в США обходится дорого. Средняя стоимость четырех касс составляет около 125 тысяч долларов, а в крупных магазинах их может быть 10 и более. По данным CNN, широкое внедрение касс самообслуживания действительно позволило сократить штат сотрудников во многих торговых точках, но привело и к множеству других расходов. Например, обслуживание требует большого количества дорогостоящих IT-специалистов, а обученные кассиры могут сканировать и упаковывать товары быстрее, чем даже самый опытный покупатель. Отмечается и возросший уровень воровства. Формат самостоятельной оплаты товаров создает у покупателя соблазн уйти, не заплатив за все. В том числе, воровству или финансовым потерям от неотсканированных или неправильно отсканированных товаров способствует недостаточное число сотрудников и неудобно спроектированные магазины.

В России ситуация противоположная. Как пишет «Российская газета», ссылаясь на данные участников рынка, больше половины покупателей заявляют о том, что магазины с терминалами самообслуживания они выберут охотнее, чем без них. Не против такого выбора и сами ретейлеры. «Пятерочка» запустила на экраны 17 тысяч своих касс самообслуживания проморолики, сделав их полноценными рекламными носителями, а «Магнит» решил установить сразу 10 тысяч подобных терминалов в своей сети. В целом только за один 2020 год российский рынок кассовых терминалов вырос на 203%. Причины этого феномена очевидны, и, возможно, главная из них — растущий дефицит кадров.

Подтверждают популярность касс самообслуживания среди покупателей и калининградские ретейлеры. В некоторых магазинах их больше, чем физических касс. Уровень воровства на них не большой. Об этом «Business FM Калининград» сообщил заместитель генерального директора компании «SPAR-Калининград» Алексей Елаев:

«SPAR был первой сетью в Калининградской области, которая внедрила кассы самообслуживания. Это было почти 10 лет назад. И тогда они казались, скорее, дорогой диковинкой. Они принимали как банковские карты, так и наличные. Один терминал в ценах тех лет стоил почти 100 тысяч долларов. Теперь стоимость сократилась почти в 20 раз, уровень удобства стал выше и наличный способ оплаты почти ушел в прошлое. Сегодня терминалы самообслуживания являются неотъемлемой частью всех магазинов. Мы видим, что они пришли и в общепит. За ними будущее. В некоторых магазинах вы можете видеть, что количество касс с живыми кассирами в два раза меньше, чем терминалов, потому что это очень удобно. Да, это требует изменений в упаковке товара, потому что нужны более удобные штрих-коды. Мы сейчас работаем над тем, чтобы шрих-код, условно говоря, был не маленьким, а длинным. Хищения не носят столь существенного объема, чтобы эту технологию поставить под сомнение».

По словам Алексея Елаева, сейчас тестируются гаджеты для супермаркетов следующего поколения — это корзины и тележки, которые автоматически считывают цены, а также искусственный интеллект, который сам определяет категорию товара, вплоть до сорта яблок. При этом кассы самообслуживания не влияют на зарплату кассира, но помогают сократить затраты на лишний персонал. Говорит Алексей Елаев:

«Кассы самообслуживания никак не влияют на зарплату кассиров на физических кассах, потому что фонд оплаты труда планируется в процентах от всего товарооборота, а не от того, сколько товаров проведет конкретный человек. Это, конечно, учитывается, но не так как учитывалось лет 10-15 назад. На самом деле, чем меньше людей работают в магазине, тем больше зарплата каждого сотрудника».

Эксперты уверены, что у безличной торговли, не требующей контакта «человек — человек», большие перспективы, а сами технологии способны побороть лень покупателей. Например, кассы самообслуживания уже активно используют на автозаправочных станциях, а в ближайшей перспективе такие устройства будут появляться все в новых сферах. Оценить эффективность и принять решение о внедрении тех или иных технологий должен сам продавец. Это решение зависит от многих факторов — региона продаж, конкурентной среды, уровня технологической зрелости персонала и покупателей и многих других.

15.11.2023 10:19
Поделиться