,              
  • /
  • /
  • В России предложили ввести платформенную форму занятости. Участники рынка называют идею бессмысленной

В России предложили ввести платформенную форму занятости. Участники рынка называют идею бессмысленной

Фактически такая занятость уже существует. И во время пандемии «платформенные» отношения между работодателем и сотрудником активно развивались. Речь идет о случаях, когда человек становится не наемным работником, а посредником между платформой и получателем услуг. Например, таксистом или курьером. Сейчас такая занятость не регулируется. Это приводит к тому, что люди, работая даже как самозанятые, все равно не имеют достаточно социальных гарантий, какие есть у наемных специалистов. Об этом «Business FM Калининград» рассказала заведующий Центром комплексных исследований социальной политики Высшей Школы Экономики Оксана Синявская:

«Этот правовой вакуум, он вредит всем. С одной стороны, делает незащищенными людей. Они, как правило, имеют статус самозанятых. При этом они сталкиваются с рисками утраты дохода, например, в период болезни либо, если мы говорим о женщинах, то в период ухода за ребенком. Они лишены каких-то компенсаций за отпуск. Ну, и они, конечно, не включены в систему таких традиционных социальных гарантий, связанных, например, с пенсионным обеспечением. На самом деле, этот правовой вакуум невыгоднее и платформам, потому что до тех пор пока нет установленного регулирования вот этого особого формата занятости, платформа постоянно находится под угрозой признания их отношений с исполнителями наемными со всеми вытекающими последствиями в виде налоговых и социальных платежей».

В то же время представители рынка сейчас не видят необходимости закреплять платформенную форму занятости. Проблемы с оформлением деятельности есть. Но появление нового статуса никак не поможет. Такое мнение высказал президент ассоциации такси калининградской области Павел Кулешов:

«Да, в черную, конечно, все работают в черную. Может быть, там 0,5% по всей стране самозанятые. Остальные все в черную работают. Смысл, если агрегаторы убили все такси официальное и дают работу всем подряд? Поэтому никакого смысла в этом нет, что-то оформлять, платить налоги. Зачем, если работу дают такие агрегаторы? Они все равно будут отдавать работу, неважно есть у тебя на платформе занятость, не на платформе ты занят. Они тебе так и так дадут работу. Зачем тебе еще дополнительно какие-то налоги платить?»

Как пишет «РБК-Калининград», эксперты ВШЭ предупреждают, при избыточной жесткости традиционного трудового и социального регулирования в России существует риск, что при отсутствии подвижек в изменении законодательства платформенная экономика будет свернута либо уйдет в тень.

НИКИТА ТИМОШЕНКО

31.05.2021 12:37
Поделиться