Производители называют их одним из главных антикризисных товаров. В 2022 году магазины настольных игр фиксировали рекордный спрос. У некоторых сетей он вырос на 70% по сравнению с предыдущим годом. И такая ситуация на рынке, по их словам, повторяется в каждый кризисный период. В этом году спрос на игры рос уже не так стремительно, но оптимизм на рынке это не уменьшило. Hobby World планирует вложить в строительство завода под Тверью 500 млн рублей. Некоторые магазины игр тоже постепенно запускают собственные бренды и мощности. Ведь производство настольных игр – отличный вариант дополнительного бизнеса. Об этом «Business FM Калининград» сообщил юрист частной практики Александр Бударагин:
«В 2022 году россияне, как отмечают власти, включали режим экономии: затраты упали даже на еду. Вот магазины настольных игр в этот момент, наоборот, фиксировали рекордный спрос. У некоторых сетей он вырос на 70% по сравнению с 2021 годом. Импортировать всё сложнее и сложнее. Во-первых, это курс, во-вторых, всякие организационные и логистические сложности. В-третьих, Российская таможня начала любые игры, где есть карточки, переквалифицировать, причём задним числом, включая последние 3 года, игральные карты и начислять НДС и пошлины. Подорожания неизбежно. Даже если игра производится в России, то тонкий картон и специализированнаую бумагу у нас не делают вообще.В настольные игры играют не только дети, но и взрослые. То есть сложно составить портрет потенциального потребителя».
Настольные игры помогают людям отвлечься от гаджетов, а тренд на них особенно сильно стал развиваться после пандемии. Говорит директор по развитию собственного сервиса аналитики фулфилмент-оператора «Atiko» Дмитрий Баранов:
«Настольные игры сейчас находятся на пике популярности. Игры позволяют отвлечься от телефона, что в наше время весьма непросто. Сам тренд же на игры пошел сильно развиваться со времен пандемии, когда люди, устав от одиночества в четырех стенах, начали скучать по обществу. А уже привыкнув и распробовав, люди начали встраивать настолки в свой постоянный досуг, о чем говорит постоянный рост продаж. Сам рынок растет, а по оценке ассоциации предприятий индустрии детской товаров Айдт, он составил порядка 8% от объема рынка игрушек в 2022 году, что составляет порядка 201,3 млрд рублей. Также маркетплейсы и иные онлайн-ресурсы стали драйвером рынка продаж настолок еще в 2021. К примеру, по данным исследовательской группы NPDGroup, главным в январе-мае 2021 года 43% покупок приходились именно на онлайн-розницу. Сейчас же тренд еще более увеличился».
Дмитрий Баранов назвал самые популярные игры на маркетплейсах:
«Сейчас в топах продаж на маркетплейсе Wildberries настольные игры Uno, игра в мемы №1, «Скажи, если сможешь» для более взрослой аудитории, а на Ozon же в топе более детские вариации игры в крестики-нолики, Стройка башен, варианты игры Дженга».
В прошлом году с отечественного рынка ушли ключевые зарубежные игроки. Сама отрасль осталась импортозависимой, а материалы для изготовления товаров подорожали. Однако спрос на продукцию все равно рос, как и объемы продаж. На это есть несколько причин. Говорит учредитель компании Melograno Puzzle Наталья Блохина:
«Первое — это возвращение к аналоговым формам развлечений. Во время цифровой эры, когда большинство людей проводят много времени перед экранами, настольные игры предоставляют возможность встретиться вместе и насладиться общением и взаимодействием. Они помогают создать атмосферу сотрудничества, соревнований и развлечений, которые не всегда возможны в виртуальной среде. Второе — существует огромное множество разнообразных настольных игр, подходящих для разных возрастных групп и интересов, таких как пазлы, стратегии или игры для развития интеллектуальных возможностей. Они интересны своими правилами, сюжетами, возможностью принимать стратегические решения и использовать логику. Рост спроса на такие игры способствуют развитию рынка и появлению новых компаний, занимающихся их производством и распределением. Возможность размещать настольные игры в кафе, клубах и магазинах также приносит дополнительную прибыль. Кроме того, с появлением интернет-магазинов, покупка настольных игр стала более доступной и удобной. Век интернета не полностью заменил людям любовь к настольным играм. Возможность играть вместе в реальной жизни, общаясь и смеясь, создает неповторимые эмоции и впечатления, которые нельзя получить от компьютерных игр».
При этом Наталья Блохина отметила, что настольные игры стимулируют умственную активность, развивают стратегическое мышление и способствуют общению. Ажиотаж к настольным играм появился после локдауна и подогревается до сих пор многими известными компаниями. Говорит игромастер издательства настольных игр Hobby World Сергей Сыров:
«Ажиотаж по настольным играм возрос после времен локдауна, когда люди были заперты по домам, играли в основном в видеоигры, но живого общения было мало. Мне кажется, в этот момент люди начали ценить живое общение, встречи с друзьями, стали собираться друг с другом, возможно, почаще. Настольная игра — это классный способ провести время вместе. Второй момент — это санкции некоторых производителей видеоигр, которые начали действовать с прошлого года, когда игроки не могут купить какие-то игры в магазинах и не могут поиграть в какие-то видеоигры любимые, потому что заблокированы сервера для игроков из России и Беларуси. Сейчас очень много настольных игр выходит по-настоящему интересных. При этом очень много настольных игр по известным франшизам. Вышла игра «Ведьмак», вышла игра "Герои меча и магии 3". Наиболее популярные настольные игры сейчас, как правило, семейные».
Но интерес к настольным играм породила сама цифровизация. Люди в интернете смотрели американские сериалы, где и зарождался тренд настолки. Говорит руководитель медиапроекта LivingRoomStudio Сергей Донсков:
«Настольные и настольно-ролевые игры являются давней составляющей американской и европейской поп-культур. Это как раз тот самый случай, когда цифровизация помогла поднять ажиотаж в данном направлении, поскольку буквально 20 лет назад найти какие-то материалы по играм либо приобрести их в магазине было практически нереально. Именно интернет познакомил людей со всемирно известными сериалами и фильмами, где люди играют в настольные игры. Также он и объяснил правила этих самых игр и позволил обмениваться информацией, которая ранее была недоступна. Ковидные времена еще больше подогрели интерес к этому хобби, и, несмотря на то, что люди вынуждены были оставаться в изоляции, им все равно хотелось проводить свое время весело и интересно, в чем им помогали как раз настольные игры. Помимо этого, появившиеся медиапроекты, показывающие, как можно весело проводить свое время с друзьями, рассказывающие правила настольных игр, оказали свое весомое влияние в данной отрасли. Наиболее популярными среди настольных игр на территории Российской Федерации являются Манчкин, UNO, Бункер, Ужас Аркхема, игры по вселенным Fallout, «Игра престолов», «Властелин колец». Среди настольных ролевых игр, безусловно, лидирует такая игра, как Dungeons Dragons».
Прибыльность бизнеса настольных игр связана с возрастом их потребителей и платежеспособностью. Также эти игры помогают социализации. Говорит Сергей Донсков:
«Одной из основных причин прибыльности данного бизнеса является возраст и платежеспособность покупателей, поскольку то, что раньше люди скачивали из интернета, теперь можно свободно приобрести в красиво оформленном виде в любом магазине. Также родители, которые хотят, чтобы их дети больше социализировались и меньше времени проводили за компьютером, находят своего рода спасение в настольных играх, открывая огромные просторы для данного рынка. С развитием интернета люди все больше и больше общаются только в сети, тогда как настольные игры позволяют компенсировать дефицит личного общения, являясь одновременно и поводом для встреч, и элементом увлекательного совместного досуга».
Ситуация на рынке могла быть еще позитивнее, если бы не инфляция. Высокие цены отпугивают часть покупателей. За последний год стоимость продукции увеличилась в среднем на 20%. Причем неважно, российского производства товар или зарубежного.