На это понадобится около двух лет. Наиболее пострадавшей отраслью в регионе стала «Обрабатывающая промышленность», поэтому и отклонения в ней временно более существенны, чем в российской экономике. Разброс вариантов восстановления экономики очень большой, отметил старший экономист аналитического управления банка «Открытие» Максим Петроневич:
«Консервативные ожидания в том, что ситуацию с коронавирусом в 2021 году победят. Исходя из них, можно рисовать самую благополучную ситуацию в Калининградской области после открытия внутреннего туризма, отелей, ресторанов. Необходимо понимать, что ситуация сохраняется очень неопределенная. Самое лучшее, что можно посоветовать и гражданам, и бизнесу — это сохранять гибкость мышления в принятии решений, быть готовым к самому разнообразному развитию событий, не исключая как введение повторных жестких карантинов, в случае если вакцины окажутся не совсем эффективными, так и самые позитивные, когда коронавирус полностью останавливает всяческое распространение».
По данным регионального Минэкономразвития, объемы обрабатывающих производств в Калининградской области за восемь месяцев текущего года сократились на 11,5%. По оценкам правительства, прогноз развития этой отрасли зависит от темпов развития автомобилестроения и пищевой промышленности. Суммарно они составляют около 80% общей доли отгрузки. В конце октября руководство «Автотора» заявило, что по итогам текущего года ждет падения производства более чем на 30%. Это связано с тем, что из-за пандемии в течение двух месяцев не было поставок комплектующих. В 2021-2022 годах, по расчетам специалистов, автобизнес будет восстанавливаться. Но относительно это года рост может составить только 4%, говорит руководитель аналитического управления банка «Открытие» Анна Морина:
«Это такая не особо, говорят, что одна из наиболее пострадавших отраслей. На самом деле были существенные падения и сокращения. Только сейчас отрасль более-менее выходит, но тоже в хорошей отрицательной зоне. По 2020 году мы ожидаем 15% падение рынка именно производства автомобилей. И в следующем году, даже там следующий и 2022 год, что будет восстановление. Довольно медленный рост, относительно 2020 года только 4%. Какое-то время автомобильной промышленности придется выходить из этого кризиса, но достаточно долго. Вот именно с этой точки зрения для экономики Калининградской области будет достаточно сложно».
Как отметил Максим Петроневич, показатели динамики рынка труда в Калининградской области можно считать позитивными. Если за 2019 год в среднем в России он был был отрицательным, то Калининградская область, наоборот, привлекает к себе рабочую силу. Это является опорой для долгосрочного роста региона. Но рост занятости привел к тому, что в текущем году на фоне сильного сокращения обрабатывающих и промышленных производств, этот показатель повел себя хуже.